Главная » НАУКА » «Каннибализм» у бактерий: они едят друг друга – и человек может этим воспользоваться

В то время как антибиотики становятся все менее эффективными, ученые нацелены на создание революционных антибактериальных препаратов.

Иногда микроорганизмы атакуют представителей своего же вида. Как использовать их «вражду» на пользу человеку, выясняют российские ученые вместе с зарубежными коллегами, сообщает пресс-служба Сеченовского университета. Статья на эту тему вышла в журнале Antibiotics.

Открытия ученых – прорыв в поисках методов борьбы с инфекционными болезнями. Нынешние препараты хорошо уничтожают бактериальные клетки, но проблема в приспосабливаемости микроорганизмов. Бактерии быстро адаптируются к новым условиям – и лекарства теряют свою эффективность.

Если воздействовать не на сами микроорганизмы, а на взаимоотношения между ними, и спровоцировать «каннибализм», шансов на выживание у патогенов не будет.

Зачем бактерии уничтожают друг друга
Явление, когда микроорганизмы убивают своих сородичей, в науке называется «аллолизис». Его исследуют уже почти двадцать лет, но причины «каннибализма» до конца не ясны.

Один из важнейших вопросов – как выживают «бактерии-убийцы», ведь созданные ими токсины должны действовать на всех представителей сообщества. И откуда берутся токсины – продуцируются специально для убийства собратьев или нужны для других внутриклеточных процессов?

По одной из версий, при недостатке ресурсов путем «братоубийства» популяция уменьшает свою численность. Часть бактерий выживает – и вид сохраняется. Другое вероятное объяснение: клеткам нужна не столько гибель себе подобных как таковая, сколько участки их ДНК.

«Фрагменты» погибших сородичей можно встроить в свой геном – и восстановить поврежденные элементы. Еще бактерии с помощью полученного ДНК могут развить мутации – для противостояния тем же антибиотикам.

Исследование пневмококков показало: им нужна смерть части популяции, чтобы успешно адаптироваться в организме хозяина. Сенной палочке «каннибализм» позволяет перенести на более выгодное время спорообразование – например, при нехватке ресурсов. Поэтому долгие годы она может сохранять себя, «поедая» продукты распада собратьев. Некоторым бактериям аллолизис помогает избежать «перенаселения».