С 14 июля Минпромторг РФ возобновляет программы льготного автокредитования и лизинга. Льготные кредиты можно будет получить на все модели ГАЗ, УАЗ и Lada, стоимость которых не превышает двух миллионов рублей. Помимо прочего, с сентября можно будет приобрести электромобиль Evolute. На машину будет действовать скидка 35% от ее стоимости, но не более 925 тыс. руб. Спасут ли льготные кредиты авторынок, выяснил Mir24.tv.
Государственные программы льготного кредитования всегда были хорошим стимулом продаж новых автомобилей, отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
«Так, в 2021 году на эти цели было выделено 8,9 миллиардов рублей, при этом данные средства были исчерпаны уже в феврале. В итоге россияне приобрели 35,4 тысячи автомобилей в рамках льготного кредитования в прошлом году. В 2022 году приобрести «Первый», «Семейный автомобиль» или электромобиль можно с повышенной выгодой – в первых двух случаях с 20% скидкой (вместо 10%), в последнем – с 35% (вместо 25%). Также россияне могут выбрать автомобиль дороже 1,5 млн, как это было в прошлом году. Теперь стоимость нового авто, приобретаемого в рамках программ, может достигать 2 млн рублей», – говорит автоэксперт.
Программы господдержки должны стать стимулом для реализации около 80 тысяч машин, однако в условиях их дефицита этот показатель может быть гораздо ниже, считает Мигаль.
«Например, сейчас на российском рынке практически отсутствуют базовые комплектации Hyundai, Kia, Volkswagen и Renault – модели, востребованные в рамках госпрограмм льготного кредитования. Конечно, лидером продаж в рамках проекта всегда оставался АвтоВАЗ, однако в текущем году даже базовые вариации автомобилей Lada выпускаются в упрощенном виде и стоят около 600 тысяч рублей», – комментирует эксперт.
Как купить подержанное авто
и не нарваться на мошенников?Таким образом, программы господдержки станут отличным драйвером роста спроса на новые авто и могут серьезно увеличить количество продаж, считает Мигаль. «Однако отсутствие большинства иномарок и не сильно пользующаяся популярностью упрощенная Granta не позволят достичь ожидаемого эффекта от поддержки государства. Кроме того, льготные автокредиты можно получить на модели Lada, УАЗ, ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей, а также на электромобили Evolute, производство которых начнется позднее в этом году, а это достаточно сужает выбор, авто такой стоимостью в хорошей комплектации достаточно проблематично сейчас найти на рынке», – отмечает эксперт.
По словам директор по продажам финансовых услуг ГК Автодом Сергея Захарова, программа льготного автокредитования и лизинга может быть выгодна для отечественных автопроизводителей и автомобилистов, поскольку субсидируемая федеральным бюджетом скидка при покупке авто в кредит будет достигать 20% от стоимости автомобиля и 25% – на Дальнем Востоке. «Кроме того, программа даст импульс развитию рынка отечественных электромобилей, в этом сегменте поддержка со стороны государства будет оказываться в пределах 35%. Хотя скидка по программе лизинга останется в границах условий, действующих в предыдущие годы, не более 10%, она поддержит продажи коммерческих автомобилей и предпринимателей, которые используют эти авто в своем бизнесе», – говорит эксперт.
«Предположительно такая мера со стороны государства наполнит рынок автомобилями и поможет сдержать повышение цен на отечественные автомобили. Ожидается, что к концу 2022 года в России реализуют в среднем 50 тыс. автомобилей по программе льготного автокредитования и 25 тыс. автомобилей по льготному лизингу. Банки готовы запустить соответствующие предложения для клиентов», – комментирует Захаров.
Однако поскольку выпуск автомобилей зарубежных брендов приостановлен на территории России, в стартовавшей программе участвуют, в отличие от аналогичных проектов прежних лет, только отечественные автомобили, добавляет эксперт. «К тому же в соответствии с 719-м постановлением Минпромторга РФ, для участия в программе льготного кредитования у зарубежных производств на территории России должна быть высокая доля локализации – от 2 тыс. баллов. У единственного действующего китайского автопроизводителя в нашей стране на данный момент этот показатель не превышает 1,2 тыс. баллов», – объясняет он.
Как говорит директор департамента финансовых ГК АвтоСпецЦентр Дмитрий Мольков, в первую очередь инициатива будет выгодна отечественным автопроизводителям.
«Косвенно получат выгоду и российские автомобилисты, преимущественно в регионах. Также формальными бенефициарами лизинговой программы станут российские предприниматели, планирующие обновить корпоративный автопарк. Заметного влияния на авторитейл в краткосрочной перспективе данная программам не окажет – автомобилисты пока надеются на нормализацию ситуации в автоиндустрии и запуск системы параллельного импорта. Что касается всплеска интереса россиян к автокредитованию, то он обусловлен желанием потребителя быстро купить авто в наличии у дилера по текущим ценам. Все программы рассчитаны исключительно на авто отечественного производителя бюджетной ценовой категории. Поклонникам иномарок данная программа будет не интересна», – отмечает эксперт.
По данным экспертов, объем выдач автокредитов в стране составляет около 45 млрд рублей в месяц. «Программа стимулирования льготного автокредитования Минпромторга – около 10 млрд на весь период ее действия, поэтому говорить о существенном стимулировании спроса на автомобильном рынке не приходится», – заключил Мольков.