Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Крупнейший российский лоукостер, третья по размеру авиакомпания «Победа» решила приостановить все полеты — за рубеж и по России. Об этом РБК рассказали три источника в «Аэрофлоте» («Победа» входит в группу «Аэрофлот»), и это подтвердил партнер перевозчика, а позже — и пресс-служба «Победы».
«Победа» приняла решение с 1 апреля 2020 года временно остановить выполнение регулярных рейсов по всем направлениям маршрутной сети», — говорится в сообщении авиакомпании, поступившем в РБК. Приостановка продлится до 31 мая.
На сайте «Победы» сейчас уже нельзя купить никакие авиабилеты.
Такое решение было принято в связи с постановлением российского правительства о запрете с 27 марта всех полетов за рубеж (за исключением вывоза российских граждан из-за границы) по причине угрозы распространения коронавируса, следует из сообщения авиакомпании.
«Мы абсолютно солидарны с принятым правительством решением. Сейчас самое главное — это здоровье наших граждан. Поэтому мы приостанавливаем полеты и призываем всех по возможности оставаться дома», — заявил гендиректор «Победы» Андрей Калмыков (его слова приводятся в сообщении компании).
www.adv.rbc.ru
Страны Евросоюза закрывают границы из-за вируса. Фоторепортаж
Фотогалерея
Приостановка операционной деятельности позволит компании сосредоточить ресурсы на антикризисной программе и подготовке к возобновлению полетов, сообщает «Победа».
Всем клиентам отмененных рейсов с датами вылета в период с 1 апреля по 31 мая 2020 года «Победа» вернет деньги на счет в личном кабинете. Эти средства клиенты смогут в течение года потратить на любые рейсы «Победы», которые возобновятся после снятия введенных ограничений.
«Победа» в 2019 году перевезла 10,2 млн пассажиров, что на 43% больше, чем годом раньше. В январе и феврале 2020 года компания продолжила наращивать темпы роста, в общий сложности перевезя более 1,7 млн человек. По итогам двух месяцев компания вошла в тройку крупнейших российских авиакомпаний.
До запретов российского правительства компания летала в 12 стран — Австрию, Армению, Германию, Испанию, Латвию, Нидерланды, ОАЭ, Польшу, Словакию, Турцию, Черногорию и на Кипр. Около 20% рейсов «Победы» приходилось на международные поездки, 80% — внутри страны, говорил Калымков в интервью РБК в декабре 2018 года. «На международных рейсах мы зарабатываем больше, этим мы можем перекрестно субсидировать межрегиональные рейсы. Если будет возможность, то, конечно, мы будем расти везде, где будут свободные ниши», — отмечал он.
Сколько российские авиакомпании теряют из-за запрета полетов за рубеж
Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании России, за исключением «Аэрофлота») оценила убытки российских авиакомпаний из-за запрета полетов за рубеж в 500 млн руб. в сутки. «В связи с тем, что указанные рейсы [по вывозу россиян из-за границы] выполняются с односторонней нагрузкой, прямой убыток авиакомпаний по каждому такому рейсу, по оценкам экспертов АЭВТ, составляет до 2,5 млн руб. при выполнении рейса на узкофюзеляжном самолете», — говорится в письме главы АЭВТ Владимира Тасуна на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова, о котором стало известно накануне. На широкофюзеляжном самолете убытки составляли до 4–5 млн руб. Таких рейсов выполнялось около 200 в сутки. В итоге общие убытки перевозчиков составляют не менее 500 млн руб. в сутки, заключил Тасун.
За первое полугодие 2020 года, а не за весь 2020 год, как прогнозировалось ранее, перевозчики потеряют до 70 млрд руб., отмечал глава АЭВТ. Российские авиакомпании могут потерять из-за отмены международных полетов на фоне пандемии до 360 млрд руб., подсчитывали эксперты Bain & Company. Как говорил РБК эксперт авиационной практики Bain Сергей Зайцев еще до полной отмены полетов за рубеж, оставшиеся рейсы несли лишь социальную функцию и уже не имели «почти никакой финансовой целесообразности».
На фоне запрета полетов за рубеж российские авиакомпании, по данным АЭВТ, увеличили количество рейсов по России на 15%. «Но занятость кресел [на внутренних рейсах] сейчас не превышает 60%», — говорил РБК заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В прошлом году этот показатель был значительно выше — 80,5%.
У «Победы» минимальные фиксированные затраты (эти затраты компания несет, даже если не выполняет рейсы), сказал РБК источник в группе «Аэрофлот», — зарплата центрального аппарата и аренда офиса, а также лизинг самолетов.
В случае с лизингом все идет к тому, что все авиакомпании приостановят платежи, продолжает собеседник РБК. Например, самому «Аэрофлот» удалось договориться с «ВТБ-Лизингом» об отсрочке платежей по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля—сентября 2020 года на июль 2021 года. 27 марта зампред правления Сбербанка Анатолий Попов сообщил, что в «Сбербанк Лизинг» поступил запрос «Аэрофлота» о реструктуризации лизинговых обязательств. «В настоящий момент параметры реструктуризации долговых обязательств обсуждаются сторонами», — отметил он.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.
Авторы:
Тимофей Дзядко, Мария Кокорева