Министерство юстиции расширило реестр СМИ — иностранных агентов.
В список включили:
- АО «РС-Балт», юрлицо агентства «Росбалт»;
- ООО «Москоу диджитал медиа», юрлицо Republic. Компания полностью принадлежит Наталье Синдеевой — совладелице и гендиректору телеканала «Дождь» (также признан иноагентом).
РБК направил запрос в Минюст.
Главный редактор Republic Дмитрий Колезев сообщил РБК, что редакция узнала о включении в реестр из публикации Минюста и «никакого уведомления не получала». «Мы, конечно, не согласны с этим и считаем, что закон об иностранных агентах должен быть отменен, он несправедливый, неправильный и вредный для России и для общества вообще. Его применение к Republic мы считаем совершенно неправильным в том числе потому, что никакого иностранного финансирования у Republic нет», — заявил он.
www.adv.rbc.ru
По словам Колезева, Republic существует только за счет денег подписчиков. «Больше в нем нет никакого другого финансирования, в нем даже рекламы нет, он не получает никаких грантов и пожертвований от иностранных спонсоров», — отметил главред. Он предположил, что среди подписчиков есть и люди, живущие за рубежом. «Но, на мой взгляд, довольно странно было бы привлекать газету к ответственности за то, что ее номер в киоске купил иностранный гражданин, и называть ее за это иностранным агентом», — сказал Колезев.
По его мнению, решение Минюста нужно обжаловать, однако «шансы удовлетворить иск, видимо, невысоки, но есть возможность получить от Минюста хоть какое-то обоснование и объяснение, почему они приняли такое решение». Колезев также отметил, что для подписчиков, которые оставляют донаты, нет никакой юридической ответственности, и выразил надежду, что они останутся с изданием.
Читайте на РБК Pro
Какие налоговые новинки приготовили власти для компаний
Мелко плаваешь: чем мышление лидера отличается от мышления исполнителя
Российский страховщик идет на IPO с оценкой до $1 млрд. Что важно знать
«Цены на сырье могут обвалиться»: Кэти Вуд — о рисках на фондовых рынках
Главред «Росбалта» Николай Ульянов также сообщил РБК, что о внесении в реестр узнал от корреспондентов, которые увидели сообщение в новостях. «Мы, конечно, с ним [с решением] будем не согласны. Насколько я знаю, никаких действий, которые бы привели к появлению такого статуса, мы не совершали. Соответственно, мы ждем каких-то разъяснений от Минюста. Соответствующий запрос наш юрист туда отправил, будем ждать ответа и исходя из этого принимать соответствующее решение», — сказал он.
Внесение в реестр, по словам Ульянова, до получения разъяснений никак не повлияет на работу «Росбалта», а затем редакция «уже будет думать». «Думаю, такая возможность есть [оспорить решение Минюста], все-таки мы живем в правовом государстве, как наши руководители утверждают, поэтому будем надеяться, что это недоразумение», — заключил он.
«Яндекс» начал маркировать материалы СМИ-иноагентов
Политика
Количество посетителей официального сайта «Росбалт» в сентябре 2021 года, по данным SimilarWeb, составило 7,83 млн. Аналогичный показатель Republic — 737,42 тыс.
По состоянию на 15 октября в реестр включены 88 СМИ-иноагентов и физлиц. В прошлый раз список расширялся накануне, 14 октября. Тогда Минюст признал иноагентом общественную организацию «Якутия — наше мнение». Ее руководителя Степана Петрова включили в реестр иноагентов еще в августе, а несколько дней назад против него завели административное дело о нарушении требований, предъявляемых к иноагентам.
Закон о СМИ-иноагентах действует с конца 2019 года. Согласно ему, российские СМИ, получающие иностранное финансирование, должны маркировать свои материалы, а иностранные СМИ также обязаны создавать юрлица в России. За отсутствие маркировки предусмотрен штраф.
Помимо этого, иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности Минюсту и предоставлять сведения о том, как были израсходованы средства, полученные из-за рубежа.
В августе после очередного расширения реестра ряд изданий опубликовали обращение к властям, в котором потребовали прекратить преследование журналистов на основании закона об иноагентах и отказаться от практики включения СМИ в соответствующие реестры. В числе опубликовавших обращение были «Новая газета», Forbes, признанная иноагентом Meduza, The Village и другие.
В Кремле это обращение назвали «достаточно эмоциональным». «Мы не согласны с формулировкой «преследование», речь идет о применении положений закона известного. Этот закон должен быть в нашей стране. При том понимании, что так или иначе происходит вмешательство в наши внутренние дела извне», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Позже 23 главных редактора и руководителя СМИ вновь обратились к властям и предложили внести в закон об иноагентах 12 поправок. Первая из них гласит, что «внесение СМИ в список «иноагентов» по представлению Минюста должно происходить исключительно в судебном порядке», при этом «должна быть предусмотрена процедура предупреждения, предваряющая внесение СМИ в такой список».
В Кремле пообещали рассмотреть это обращение. «Это уже не требование, которое до этого было озвучено, а конструктивное предложение, поэтому, конечно, на предмет их реализуемости рассмотрим», — сказал Песков. Позже он уточнил, что обсуждение начнется после выборов в Госдуму, которые завершились 19 сентября. «Вы знаете, что, собственно, должен еще парламент сформироваться и комиссия — и так далее. Тогда начнется экспертный разговор», — отметил пресс-секретарь.
Авторы
Виктория Полякова,
Анастасия Серова,
Евгения Стогова